Запад ужаснулся самому себе, запустив очередную кампанию по «отмене русской культуры». Что мы только ни видели в её рамках. Это не праведный гнев, а то, что разжигается в людях. Это делается «профессионалами». Об этом заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова на брифинге 6 марта.
Вот, к примеру, заявление вице-премьера, министра культуры и национального наследия Польши П.Глиньского о том, что «российская культура должна исчезнуть из общественного пространства». Кто ты такой, министр культуры Польши, чтобы такое говорить? Кто дал такое право? Не хватит миллиарда лет, чтобы изучить тот предмет, который он хочет отменить. Даже его границы не может осознать, говоря о русской культуре. Как вообще могут быть назначены люди ответственными за культуру, если хотят отменить культуру наций и народов? Да, такое было в истории – в 1930-1940-е гг. С этим и боремся.
Еще из разряда «нарочно не придумаешь», но в XXI в. случилось. Национальная галерея в Лондоне переименовала картину французского художника-импрессиониста Э.Дега «Русские танцовщицы». Теперь они не русские. Так бывает. Это нормально для Запада. У них утром мог быть мужчина, к вечеру – уже женщина, а на следующий день это «оно». Можно и национальность поменять. Тем более Э.Дега давно умер. Взяли и переписали. Это же только название, паспорт не надо менять, операцию по смене пола не сделать. Просто зачеркнуть. Историю они давно отменили. Поэтому сносили памятники по всей Европе, чтобы не напоминали и дети не спрашивали маму и папу, точнее «родителя А» и «родителя Б», кому стоит памятник со звездой на фуражке. Чтобы ничего не напоминало об отмененной истории, нужно еще культуру отменить.
Из концертных афиш в целом ряде стран теперь убирают Чайковского, Шостаковича, Рахманинова. В Нидерландах отменили гастроли Государственного академического ансамбля песни и пляски Донских казаков имени А.Н.Квасова. Теперь жизнь в Нидерландах уж точно наладится.
Запрещают русских писателей и их книги. Миланский государственный университет Бикокка отменил цикл из четырех лекций писателя П.Нори о Ф.М.Достоевском, «чтобы не возбуждать полемики». Опять же, чтобы не было вопросов. Не может быть никаких споров в государстве, которое описывал Дж.Оруэлл. Там есть одна правда. Наутро это решение было дезавуировано. Но прецедент создан. Театр Гови в Генуе действительно отменил проведение ежегодного фестиваля имени Ф.М.Достоевского. Не передумал. Перечитайте «Бесы» Ф.М.Достоевского. Это похоже на сегодняшний день. Уникальное, бессмертное произведение. Отменяй, не отменяй – оно было, есть и будет.
С сожалением констатируем, что на Западе стремительно прогрессирует русофобия, а принимаемые дикие меры нарушают все принципы цивилизованного поведения. Агрессивное навязывание «культуры отмены» перерождается в «отмену культуры», угрожает участникам «процесса» тотальной потерей координации в современном мире. Теперь сложно понять, кто перед тобой – он, она, оно. Какой гендер в какое время суток «оно» предпочитает. Сложно понять, кто какое произведение написал. Ведь название может быть изменено за пару часов. Сложно понять, что было правдой, а что – нет. Что вообще было в прошедшей истории? Сокрушаются памятники, закрываются музеи, переписывается история в учебниках для детей. Непонятно, кто на кого нападал. Не из-за того, что нет фактов, а потому что изменили даты, направления, цифры, географию. Всё поменяли. Что вы хотите от человека? Чтобы он абсолютно утратил какое-либо чувство реальности? Публичный остракизм, замалчивание и забвение очевидных фактов и имен – это саморазрушение.
Знаем о попытках Запада «отменить» вклад Красной Армии в победу над нацизмом в годы Второй мировой войны. Говорили об этом каждую неделю на протяжении десятилетий. Это уже происходит. С флага музея в немецком городе Карлсхорст, где в 1945 г. был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии, сняли российский флаг и замазали упоминание России на вывеске музея. Кто там был? Расскажите. Кто кого освобождал? Западные немцы восточных? Какая новая версия?
Весь этот «культурный», а точнее – «бескультурный шабаш» все больше напоминает мракобесие времен Средневековья. Тогда под вывеской христианства (не варварства, не обращения к культовым обрядностям), Нового Завета, с любовью и состраданием к ближнему на кострах инквизиции сжигали книги. Заодно и людей туда же, чтобы дважды не разжигать костер. Ничего не напоминает? От хорошего хотели. Знали, чем мотивировать. Вторая мировая война тоже начиналась с высокими идеалами. Нашим предкам рассказывали, как надо жить. Кто «чистый», кто «не чистый». Какая раса имеет право на существование, а какая не очень. Еще более страшно – напрашивается аналогия с кампанией по уничтожению неугодной литературы, которую проводили нацисты в Германии. Эта же кампания проводилась из года в год на Украине. Все виды книг «пылали на кострах» – историческая литература, этнокультурная, религиозно-конфессиональная, детская. Даже кулинарные книги запрещались. Почему? Потому что нельзя было делиться борщом. Он должен был принадлежать только одному народу и национальности. Чтобы он был общий, в каждом городе и регионе хозяйка могла приготовить его по-своему – нет. На компромиссы идти не хотели. Это и есть то, о чем мы говорим: ксенофобия, нацизм, экстремизм во всех видах.
В этой «культуре отмены» мы имеем дело с нередким в европейской и американской истории феноменом «вымарывания» одной культуры из общественного поля ради других. Или просто во славу чего-то одного. Это не только в отношении нашей страны. У них так вообще. Пару лет назад попал «под раздачу» Китай. Его пытались обвинить в создании коронавируса, якобы их летучая мышь всех заразила. Не получилось. Но им досталось. Говорили о синофобии на просторах, в первую очередь, США. До этого пытались «отменить» другие страны. В начале 2000-х гг. пытались временно «отменить» французскую культуру, когда Париж не поддержал Вашингтон в антииракской кампании. Пытались даже изъять из оборота картофель фри, который по-английски звучит «френч фрайс» – в названии слово «французский». Не говорю про фильмы и т.д. Всё было примерно так. Не было ни одного ток-шоу, где бы французам не вставляли бы «шпильку» за их принципиальную позицию, которая оказалось правдивой. Тогда руководству Франции хватало самостоятельности посмотреть на факты и понять, что правда, а что – ложь.
Этой «культуре отмены» не десятки лет, даже не сотни. Не прямая аналогия, но так или иначе еще древние римляне ввели в свое право термин Damnatio memoriae («проклятие/забвение смерти»). После смерти человека память о нем должна была быть изъята из общественного сознания, социальной жизни. О нем должны были забыть. Это было не естественным путем, а делали все, чтобы памяти о нем не было, т.к. на тот момент он был порицаем. Можно по-разному к этому относиться, но факт остается фактом.
Колониальные державы Европы и Америки вымарывали любое упоминание о национальном в своих протекторатах, уничтожая десятки бесценных образцов культурного наследия. Позднее М.Фуко назовет этот неприглядный процесс «культурным империализмом». Целые общества получили статус «субальтерна». Согласно философии исследователей колониализма А.Грамши и Г.Спивак, их культурный след остался «невидимым» для мейнстримной культуры и такое положение дел сознательно поддерживалось Западом.
Недосягаемых вершин (до последнего времени – недосягаемых, сейчас покоряются новые вершины, точнее – «пробивается новое дно») достигли идеологи Третьего рейха в 30-е годы XX в., убирая любое упоминание вклада еврейских ученых и деятелей искусства в становление духовной жизни Германии. Как будто не было таких людей. Всё начинается сначала. Достижения только одной национальности или нескольких избранных рас. Другие расы были, но это неважно.
Это явление было эстетизировано, принято «ко двору». Они называли это «культурной ариизацией». Была программа, установки, идеологи и те, кто реализовывал эту концепцию и следил за её выполнением.
Всю вторую половину прошлого века шла «охота на ведьм», борьбой с коммунизмом обосновывали исключение всего «коммунистического» в США (пресловутый «маккартизм»). Идеология та же самая. Теперь – «культура отмены» и новый культурный геноцид. На этот раз в отношении великого русского наследия. Касается всего. Нет ничего нового. Старая болезнь Запада.
Представить себе такое в нашей стране невозможно. На протяжении веков отечественные мастера литературы, музыки, изобразительного искусства дарили человечеству шедевры, которые становились нравственными и духовными ориентирами для целых поколений, вошли в сокровищницу мировой культуры. При этом в России всегда высоко ценили и популяризировали произведения зарубежных мастеров искусств вне зависимости от уровня отношений с государствами их происхождения. 1812 год разве не показатель в этом смысле? Перечитайте «Войну и мир». Тоже весьма впечатляет. Исходим из того, что гуманитарная сфера должна «стоять особняком». Это достояние, колодец чистой питьевой воды, который позволит человечеству сохранить себя. Этот канал связи между людьми во все времена позволял развивать диалог, искать точки соприкосновения, взаимопонимания и просто выживать.
Мария Захарова