Российские художники стали участниками международного фестиваля уличного искусства в столице Чили. Мастера граффити из Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска и Нижневартовска украсили стены Сантьяго российскими и чилийскими символами, дали мастер-класс для российских соотечественников и обсудили совместные проекты с коллегами из Латинской Америки.
Например, есть идея в следующем году привезти лучших художников региона в Россию на международный фестиваль. «Граффити – это отличный инструмент коммуникации, с помощью которого можно не только самовыразиться, но и познакомиться поближе», – считает петербургский художник Егор Герасимов.
А Никита Пинчук из Владивостока рассказал «Русскому миру», что многие знакомства с местными жителями начинались у стены, на которой самовыражались художники. Прохожие приветствовали и выражали восхищение, а жители соседних стран кормили гостей из далекой России пирожками.
Жильё, еда и краски
– Мы постоянно мониторим, где какие фестивали проходят, и если нам подходит, заявляемся, - говорит Никита. – Раньше мы много где рисовали – Китай, страны Европы. Мы в своей работе отталкиваемся от социального эффекта нашей работы, и для нас очень важно, где и для кого мы это делаем. Ведь наши работы остаются надолго. Чилийцы, которым мы также написали, ответили нам по-русски, это было очень неожиданно. Дали обратную связь, похвалили наши работы.
Получив приглашение принять участие в международном фестивале Daking Jam 2023 в Чили, художники из российского творческого объединения «ЭффектГрафф» думали недолго. Раз приглашают, надо ехать. Организаторы обещали «жильё, еду и краски».
Чтобы добраться на другой конец света, россияне потратили двое суток (Москва – Катар – Бразилия - Чили) и не одну сотню тысяч рублей на билеты и визы. Потратили личные средства плюс помогли регионы, в которых они живут и творят. Фестиваль собрал около 180 мастеров граффити из стран Европы, Африки, Южной и Северной Америки. Были участники и команды из Чили, Боливии, Колумбии, Коста-Рики, Бразилии, Мексики, Перу, Швеции, Германии, США, Марокко, Италии, Финляндии и других стран мира.
– Наша поездка стала в чём-то знаковой, – рассказывает Никита Пинчук. – В последние пару лет российских художников на международных мероприятиях стало меньше. Это связано и с отменой русской культуры, и с поломанной логистикой. Появилась возможность, и мы за неё зацепились. Собрались, поехали, сделали работы, установили связи. Отношение к нам со стороны художников из других стран было очень тёплое и заинтересованное, мы коллеги и говорим на одном языке. Многие были удивлены, что в России существует граффити такого уровня. Многие задавали нам вопрос – что там у вас происходит на другом конце света? Что с СВО? Как вы там живёте? Информации у них мало либо она искажена. И когда мы свою взвешенную позицию доносим как граждане России и дорогие коллеги, а не как официальные лица, иностранцы нас слушают под совершенно другим углом.
Перед поездкой два месяца готовились, придумывали тему работ. Хотелось перебросить мостик между странами и нарисовать что-то объединительное. Что-то знали о чилийской культуре, что-то прочитали специально, в том числе об истории сотрудничества России и Чили. «Зацепились за то, что у флагов двух стран одинаковая палитра, – говорят художники. – У России и Чили они бело-сине-красные, и это стало отправной точкой для нас.
Есть ли в граффити пространство для импровизации или эскиз продумывается заранее во всех деталях? Российские художники ответили: эскизы делаем, но импровизации хватает, поскольку стены на месте – почти всегда сюрприз.
В Сантьяго участники создали картины на стенах зданий в авторском стиле с элементами культурного кода. В частности, в старом районе города с одноэтажными зданиями российские мастера изобразили автомобиль «Победа», улыбающийся самовар, мирный атом в виде берёзки, а также достопримечательности родных городов. На мурале легко узнаётся Медный всадник и владивостокский Русский мост. Чилийские приметы тоже не забыли, нарисовали латиноамериканца и местную флору.
Фото: творческое объединение «ЭффектГрафф»
Помимо основной картины, российская команда художников выполнила серию совместных работ с коллегами из-за рубежа. Одна из работ выполнена в Сантьяго, район Лас-Регас. Ещё одно большое «полотно» художники создали, заглянув в столицу уличного искусства Чили – в город Вальпараисо.
Улыбки и пирожки
– Уезжали, когда в России было около нуля градусов, а там было тепло, работали в футболках и шортах, – рассказывает Никита. – Пальмы растут, попугаи летают. Жара не мешала, у них сейчас что-то вроде поздней весны. Мы в этом году работали в Ростове-на-Дону – была жара 40 градусов и приходилось работать ночью.
В ходе визита в Чили российские художники поработали с местным Русским домом в Сантьяго, создав арт-объект на территории медицинского университета имени Бернардо О’Хигинса. В торжественном открытии принял участие ректор вуза.
Приём со стороны рядовых чилийцев было очень тёплым. Художники поняли, что в Чили Россию любят, к россиянам относятся душевно и без предубеждений, хотя знания о стране большинства жителей не блещут разнообразием.
Например, их вёз пожилой таксист, который, узнав, что пассажиры приехали из России, на чистом русском языке вдруг произнёс: «снег». А другой встреченный, бразилец, увидев на плече у одного из художников татуировку Т-34, начал рассказывать о своей любви истории России.
– Жители города приходили, интересовались нашей работой и активно её обсуждали, слушали наши рассказы о России, – говорит Никита. – А те, кто жил в доме, на стене которого мы рисовали, угощали нас пирожками и кофе на второй день. Обстановка была домашней. Мы оставили в Чили не только наши работы, но и историю – думаю, жители Сантьяго, которые с нами общались, надолго запомнят, как приезжали русские художники, хорошо со всеми общались и сделали работу, которая осталась как напоминание. Это рабочий механизм, так часто бывает, и это отличительная черта уличного искусства. Так люди разных профессий и создают положительную международную повестку.
На территории Русского дома художники провели творческий мастер-класс для российских соотечественников. Также побывали на приёме у посла Сергея Кошкина: во время беседы обсуждались возможности для сотрудничества, направленного на продвижение русской культуры в странах Латинской Америки.
Россияне уверены – их визит в этот регион не последний, на встречах обсуждались совместные проекты и направления сотрудничества, подтвердив в очередной раз, что граффити, как одно из самых доступных и народных видов творчества, является уникальным инструментом культурного диалога.
Сергей Виноградов