Актуально
10 лет воссоединения Крыма с Россией
2014 - 2024
Год семьи в России
2024
VII Всемирный конгресс соотечественников
15-16 октября 2021 г.
Русская провинция в глобальном мире: метрополия и окраины

Публикации

1331
0
Сергей Пантелеев

Русская провинция в глобальном мире: метрополия и окраины

15:55, 11 Декабря, 2020
Сергей Пантелеев. г. Кострома, 2020 г.

От автора. В 2017 г. Институт Русского зарубежья вместе с Орловским государственным университетом имени И.С. Тургенева и Представительством Россотрудничества в Республике Молдова выступил соорганизатором научно-практической конференции «Провинциализм: сохранение самобытности или самоизоляционизм?», состоявшейся 11-12 ноября в Российском центре науки и культуры в Кишинёве. Сама проблема провинциализма редко становится предметом научного и экспертного анализа и потому было крайне интересно принять в ней участие, тем более в – Молдавии, где эта тема приобретает черты иллюстративной.

2020 год, обостривший, наверное, все копившиеся на протяжении долгих лет проблемы, мне кажется, на новый уровень поднял и вопрос соотношения глобального и локального, столиц и провинций, национального и универсального. Отражением этого, думается, стала, в том числе и дискуссия между «русскими националистами» и «русскими имперцами», и в целом усиление в России позиции тех, кто ратует за «новый изоляционизм».

Поскольку данный текст ранее в сети не публиковался, будучи представленным лишь в сборнике материалов научной конференции, я решил его опубликовать в открытом доступе на портале RUSSKIE.ORG, надеясь тем самым на то, что он будет интересен и с точки зрения нынешних дискуссий о соотношении национального и универсального, и с точки зрения проблематики современного Русского зарубежья.

Вынесенный в название нашей конференции вопрос «Провинциализм: сохранение самобытности или самоизоляционизм?» только на первый взгляд касается локальных проблем и локальных сообществ. В современном глобализирующемся, а вернее – уже глобальном мире, локальное зачастую выступает концентрированным выражением глобальных процессов и глобальных проблем.

В 2017 г. мы отметили 100-летие Октябрьской революции – глобального мирового события, без всякого сомнения, ключевого события ХХ века, изменившего не только Россию и весь мир. При этом великая русская социальная революция базировалась на интернациональной основе, ее методология была вненациональна, если не сказать – антинациональна. Не случайно до сих пор в русском обществе существуют полярные оценки тех событий, и одним из убедительных аргументов сторонников негативистских оценок Революции является колоссальная цена, которую России пришлось заплатить за советскую модернизацию и реализацию на практике марксистской утопической теории.

Бесспорно, одной из жертв советского эксперимента стала «русская провинция» в широком смысле этого слова как хранительница национальной традиции и национальной памяти.

Безвозвратно уничтоженное русское крестьянство, составлявшее демографическую основу Российской империи, разоренные и умершие русские деревни, получившие в хрущевские годы позорное клеймо «неперспективные», деградирующие малые исторические города – колыбель Русской цивилизации, с разрушенными или разрушающимися православными храмами и памятниками национальной истории – тому было зримое подтверждение.

Но это – одна сторона медали. На другой стороне – проведенная в предельно сжатые сроки индустриализация, позволившая победить в Великой Отечественной войне, статус второй великой державы, прорыв в космос, великие достижения в науке и технике, создание мировой социалистической системы – глобального советского проекта.

Рассуждения о причинах краха этого проекта увели бы меня далеко за пределы тематики нашей конференции. Но об одной причине, и, на мой взгляд – ключевой, я все же скажу. Точнее, вначале я приведу цитату из знаменитого выступления великого русского писателя В.Г.Распутина на Первом съезде народных депутатов СССР 1 июня 1989 г. Тогда, в ответ на все нарастающие обвинения националистически настроенных депутатов из союзных республик, он сказал: «А может быть, России выйти из состава Союза, если во всех своих бедах вы обвиняете её и если её слаборазвитость и неуклюжесть отягощают ваши прогрессивные устремления? Может, так лучше? Это, кстати, помогло бы и нам решить многие проблемы, как настоящие, так и будущие. Кое-какие ресурсы, природные и человеческие, у нас ещё остались, руки не отсохли…» [1].

Выступление В.Г.Распутина на I Съезде Советов СССР.
Выступление В.Г.Распутина на Первом съезде народных депутатов СССР 1 июня 1989 г.

Позже В.Г.Распутина за эти слова обвинят чуть ли не в том, что он тем самым призвал Россию выйти из Союза и несет ответственность за распад СССР. Это, конечно, глупость. Дело в другом – это был крик коренной России, русской провинции, за счет которой во многом и создавался советский глобальный проект. Не случайно знаменитый писатель-деревенщик тогда еще добавил: «Не Россия виновата в ваших бедах, а тот общий гнет административно-промышленной машины, который оказался для всех для нас пострашней монгольского ига и который и Россию тоже унизил и разграбил так, что она едва дышит» [2].

Вот именно это противоречие между советской, выражаясь словами Распутина, «административно-промышленной машиной» и русской коренной Россией, русской провинцией, ярким представителем которой был он сам, и стало одной из причин краха СССР.

Потому что если бы не было острых внутренних проблем, никакие внешние противники, естественно стремившиеся уничтожить глобального конкурента, не смогли бы снести этого колосса.

Для русского народа, горячим защитником которого всегда был В.Г.Распутин, распад СССР стал настоящей геополитической катастрофой – за границами Российской Федерации оказалось 25 миллионов русских, ставших одномоментно, по словам В.В.Путина, «одним из самых больших, если не сказать, самым большим разделённым народом в мире…»[3].

С самой же Россией произошла поразительная вещь – отказываясь от советского проекта под лозунгами «вхождения в мировое сообщество», Российская Федерация на долгие годы вдруг оказалась глубокой провинцией этого самого сообщества, растратившей территории, людей, экономику, социальные завоевания, да и просто такую немаловажную для великой державы штуку как международный авторитет и влияние. Но это касалось не только России, но и всех без исключения бывших советских республик.

Не случайно З.Бжезинский писал, что «распад в конце 1991 года самого крупного по территории государства в мире способствовал образованию “черной дыры” в самом центре Евразии. Это было похоже на то, как если бы центральную и важную в геополитическом смысле часть суши стерли с карты земли» [4].

Ещё вчера будучи вторым полюсом мира, мы вдруг стали провинцией глобального однополюсного мира.

Это, помимо прочего, означало, что, будучи провинцией, мы получаем из единственного центра мира – Запада в лице его гегемона США социально-политическую методологию (либеральную демократию в англосаксонских трактовках), ставшей основной в том числе и нашей политической науки, воплощенной в учебниках политологии, например, оттуда же мы получаем экономические правила игры, превращающие нас в лузера-провинциала, сидящего на кредитах МВФ, оттуда же мы получаем стандарты массовой культуры – с тотальным доминированием голливудского ширпотреба, оттуда же – и это самое страшное, мы получаем матрицу человеческих отношений, вместо привычного коллективизма и взаимоподдержки – примат товарно-денежных отношений, атомизацию общества и разрушение и так традиционно слабых у нас горизонтальных связей. И я здесь говорю не только о России, но и о всех бывших союзных республиках. Даже о тех, кто был в первых рядах интеграции в «евроатлантическое сообщество».

Тут в качестве примера «провинциализации» вполне можно привести, конечно, Прибалтику, которая во времена СССР была «европейским фасадом» Союза, а в ЕС стала глубокой европейской провинцией, со стремительно сокращающимся населением и почти полностью уничтоженной экономикой. Кстати, у европейских, преимущественно британских, туристов в Риге есть странная традиция – гадить у памятника Свободы – одном из главных символов Латвии [5]. Это у них что-то вроде флеш-моба. Очень символично.

Что же касается самой России. Каждый, кто знаком с концепцией «Русский мир» не по западным пропагандистским штампам, знает, что она формировалась как гуманитарный инструмент вписывания России в процессы глобализации.

На сайте Фонда «Русский мир» читаем: «Формируя «Русский мир» как глобальный проект, Россия обретает новую идентичность, новые возможности эффективного сотрудничества с остальным миром и дополнительные импульсы собственного развития» [6].

И все бы было хорошо, если бы процессы глобализации не проходили по правилам однополярного мира. Мира, который, как сказал Президент России в знаменитой «Мюнхенской речи» 2007 г. «означает на практике только одно: это один центр власти, один центр силы, один центр принятия решения. Это мир одного хозяина, одного суверена».

И потому нет ничего удивительного в том, что гуманитарная концепция «Русский мир» вскоре на Западе стала трактоваться вовсе не как мир Толстого и Достоевского, а как некая концепция нового русского империализма, возрождая застарелую западную русофобию времен «Большой игры» ХIХ века и «холодной войны» ХХ века.

Provinc_konf_2.jpg
Участники конференции «Провинциализм: сохранение самобытности или самоизоляционизм?»


Причём негативная трансформация восприятия на Западе этой концепции произошла вовсе не после начала трагических событий на Украине, когда против России развернулась настоящая информационная война, не после событий 08.08.2008 в Грузии, когда мы впервые увидели, как эффективно может использоваться информационная ложь в целях дискредитации геополитического конкурента. Точкой отчета здесь служит именно 10 февраля 2007 г. – «Мюнхенская речь» В.В. Путина, на которой впервые четко было заявлено, что Россия не согласна быть провинцией глобального мира, у нее есть свои национальные интересы и они связаны в том числе – с интеграцией нашего континентального пространства и с созданием Евразийского союза.

Что же касается зарубежного Русского мира, то и здесь так же остро стоит вопрос – каким образом будет проходить интеграция в глобальные структуры?

На правах восприятия ценностей принимающего сообщества с отказом от собственной традиции, языка и культуры? В виде сегрегации - создании закрытых русских общин, озабоченных лишь собственными интересами и не принимающими участия в жизни гражданского общества страны проживания? Очевидно, мы видим сегодня преимущественно именно эти два подхода, оба из которых – негативны и провинциальны в негативном смысле слова. Первый предполагает полный отказ от самих себя, второй, хотя и выглядящий как путь самосохранения, в действительности является обратной стороной первого – такого рода закрытые общества не имеют будущего.

Очевидно, что интеграция Русского мира и России в глобальные структуры в рамках навязанной однополярной модели заведомо означает безальтернативность этих двух вариантов. Русский мир обречен быть окраиной глобального мира, выстроенного по англо-саксонским лекалам.

Отказ от этой модели предполагает полноценное обретение Россией своей субъектности как одного из центров многополюсного мира и центра Русского мира.

Выстраивание отношений России с зарубежным Русским миром при таком подходе осуществляется на партнерской основе, с отказом как от патернализма по отношению к зарубежным соотечественникам, так и от игнорирования их проблем, чего зачастую требуют от России под предлогом «невмешательства во внутренние дела». Такой вариант означает, что русские и люди русской культуры, живущие в других государствах – полноценные члены гражданского общества стран их проживания, со всеми правами и обязанностями, но цивилизационно, духовно, культурно связанные с Россией как исторической родиной. И в этом плане выступающие естественным «мостом» для сотрудничества между Россией и государством своего проживания. Это путь «позитивной интеграции» в «принимающее сообщество» с сохранением собственной идентичности и сотрудничества по линии «общественной дипломатии» с Россией как метрополией. Это путь развития горизонтальных связей на уровне гражданских структур, как между русскими, живущими в различных странах, так и между гражданскими структурами стран их проживания и Россией.

Это, кстати, путь настоящей, а не «привнесенной» демократии, реальных, а не «виртуальных» общественных связей. Проблема в том, что те, кто больше всего твердит о демократических ценностях, как раз не желают именно такого пути, видя в «демократическом движении» прежде всего инструмент для удержания потенциальных геополитических конкурентов в положении провинциалов глобального мира.

Развитие горизонтальных связей – это и рецепт для русской провинции в позитивном смысле слова. Провинции как хранительницы традиций, как исторической     и культурной основы народа, как «малой родины», как пространства родной природы.

Возрождение русской деревни, развитие малых и средних городов России, их инфраструктуры, транспортных коммуникаций, туристических маршрутов, региональной специализации и межрегионального сотрудничества. Возрождение русской провинции как места отдохновения от безумного темпа урбанизированных и оглобализированных столиц, как настоящего лица страны и народа.

Как это ни парадоксально, но возрождение русской провинции в России и выход из навязанного русским положения провинциалов глобального мира – вещи взаимосвязанные. Без корней не может быть роста, без традиций не может быть будущего. Открытость миру, устремленность в будущее, основанное на великих достижениях прошлого и прочном фундаменте традиций – вот формула нашего развития.

1.     В.Г.Распутин. Выступление на Первом съезде народных депутатов СССР 1 июня 1989 года // http://www.agitclub.ru/vybory/gor89/sten/vyst14.htm

2.     Там же.

3.     Президент России. Обращение Президента Российской Федерации // http://www.kremlin.ru/events/president/news/20603 

4.     Бжезинский Збигнев. Великая шахматная доска. М. 2001.

5.     Рига: почему-то на памятник Свободы писают британцы, а не русские // https://rus.postimees.ee/920998/riga-pochemu-to-na-pamyatnik-svobody-pisayut-britancy-a-ne-russkie 

6.     Фонд «Русский мир» // https://russkiymir.ru/fund/ 

Сергей Пантелеев, директор Института Русского зарубежья


К списку публикаций Версия для печати
Архив
Также по теме

Новости

Похожие публикации

www.vksrs.com

Российские соотечественницы: Убеждены, что именно традиционные ценности будут служить основой будущего многополярного мира
По итогам III Евразийской встречи российских соотечественниц «Женская повестка соотечественного движения в контексте сохранения традиционных семейных ценностей», прошедшей в Нью-Дели 9 апреля 2024 г., вышло итоговое заявление.
16:23, 15 Апреля, 2024
ТАСС

История Дня космонавтики
Праздник отмечается 12 апреля. Он был учрежден указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1962 года "в ознаменование первого в мире полета советского человека в космос".

12:32, 12 Апреля, 2024
Мария Озмитель

Конференция организаций российских соотечественников прошла в Кыргызстане
Российские соотечественники определили главные задачи на будущее. XV страновая конференция организаций российских соотечественников прошла в Бишкеке. Главный лейтмотив мероприятия определен в названии: "За Отчизну и семью".
13:21, 10 Апреля, 2024
Алексей Чуриков

Соотечественники провели траурный митинг у посольства России в Буэнос-Айресе
По инициативе Координационного совета организаций российских соотечественников в Аргентине (КСОРС) у посольства России в Буэнос-Айресе прошел траурный митинг в память о погибших в "Крокус Сити Холл".
16:09, 27 Марта, 2024
Сергей Дыбов

Во Франции почтили память соотечественницы Аллы Дюмениль
22 марта на русском участке кладбища в Сент-Женевьев-де-Буа прошло открытие памятника Алле Дюмениль, приуроченное к её 111-летию. Наша соотечественница - создатель и командир женских авиационных частей Свободной Франции. 
09:32, 26 Марта, 2024
Елена Кухтенкова

Русист из Колумбии: Выпускникам российских вузов проще найти хорошую работу
«Именно язык Пушкина будет объединять Россию с другими народами планеты», – пишет в своем эссе «Пушкин – наше всё. И что? Нужен ли русский гений новому поколению?» на XXIV Международный Пушкинский конкурс «Российской газета» русист из Колумбии Дина Максимова.
14:25, 22 Марта, 2024
Екатерина Дементьева

По следам Абрама Ганнибала
Режиссёр, продюсер и сценарист из Камеруна Мпондо Думбе хочет снять фильм об Абраме Ганнибале, знаменитом "арапе Петра Великого" и прадеде Александра Пушкина. Отправной точкой в путешествии африканца по России стал Иркутск. 
14:37, 04 Марта, 2024
Елена Алексеенко

«Стеснялись говорить на русском»: зачем семья из Германии переехала в алтайское село и почему не хочет назад
Семья Шперлинг спустя почти 30 лет жизни в Германии приняла решение переехать из европейской «прогрессивной» страны и поселиться в тихом селе в Немецком национальном районе Алтайского края. Как СВО повлияла на жизнь «русских немцев» в Европе и почему семья Шперлинг считает День Победы главным праздником?
17:02, 08 Февраля, 2024

Информационные партнеры

Координационный Совет Российских Соотечественников в Киргизии
korsovet.kg
Портал Координационного совета российских соотечественников в Болгарии
vseruss.com
Региональный координационный совет соотечественников стран Азиатско-Тихоокеанского региона
russianasiapacific.com
Координационный совет российских соотечественников в Греции
ksrs-greece.gr
Община русских-липован Румынии
crlr.ro
Союз Организаций Российских Соотечественников Испании
sors-spain.org
Региональный координационный совет соотечественников стран Африки и Ближнего Востока
rks-afrika-blijnyvostok.com
Союз русских обществ в Швеции
rurik.se
Координационный совет российских соотечественников в Мексике
sorumex.org
Региональный координационный совет соотечественников стран Америки
rksa.org
Координационный совет российских соотечественников в Боливии
sovet.com.bo
Координационный совет организаций российских соотечественников США
ksors.org
Сайт Координационного совета российских соотечественников Республики Казахстан
ksors.kz
Координационный совет организаций российских соотечественников в Республике Корея
ksorskorea.org
Координационный совет российских соотечественников во Франции
conseil-russes-france.org
Координационный совет российский соотечественников в Норвегии
ksovet.no
Координационный совет объединений российских соотечественников в Грузии
korsovet.ge
Координационный совет соотечественников в Китае
russianchina.org
Палата Русских Сообществ Великобритании и Северной Ирландии
rccuk.org.uk
Бельгийская Федерация русскоязычных организаций
bfro.be
Сайт общественных организаций российских соотечественников в Республике Беларусь
ross-bel.ru
Официальный портал российских соотечественников в Эстонии
rusest.ee
Координационный совет организаций российских соотечественников Туниса
www.ksorstn.org
Координационный совет организаций российских соотечественников в Перу
www.ksorsperu.com
Союз российских соотечественников в Королевстве Таиланд
russiam.org
Координационный Совет российских соотечественников в Сербии
sunarodnici.rs
Координационный совет объединений российских соотечественников Республики Таджикистан
rus-ksors.tj
Нидерландский совет российских соотечественников
KCOPC.nl
ПОРТАЛ ОБЩЕГЕРМАНСКОГО КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
russkoepole.de
Координационный совет российских соотечественников в Венгрии
russkie.hu
Координационный совет российских соотечественников в Словакии
zvazrusov.sk
Координационный совет российских соотечественников в Молдове
ksrs.md
Координационный совет организаций российских соотечественников Канады
russiancanadians.ca
Вся Швейцария на ладони
ladoshki.ch