Музей и храм Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины 30 января посетили с экскуросией активисты Совета общественных организаций Латвии (СООЛ) и представителей высших и средних учебных заведений г. Риги 30 января 2016 года.
Желающих побывать на экскурсии в музее и храме рижских староверов оказалось так много, что пришлось разделить их на две группы по 40 человек.
Экскурсию проводил член правления Старообрядческого общества Латвии, доктор исторических наук, профессор Азий Исаевич Иванов. Хотя в самом начале экскурсии А.И.Иванов сказал, что все его научные титулы и звания остались в мирской жизни, а ныне он - всего лишь рядовой старовер, экскурсия наверняка не была бы столь интересной, если бы не его обширные и глубокие познания истории православия и Русского государства, которые он получил, когда в мирской жизни профессионально занимался научной работой. А.И.Иванов подробно рассказал об истории распространения христианства на Руси и об истории раскола русской православной церкви в ходе церковной реформы Патриарха Никона в 1650-1660-х гг.
Раскол церкви - это трагическая страница в истории не только Русской православной церкви, но и в истории Русского царства. История раскола началась 11 февраля 1653 г., когда Патриарх Никон указал опустить в издании Следованной Псалтири главы о числе поклонов на молитве преподобного Ефрема Сирина и о двуперстном крестном знамении. Спустя 10 дней, в начале Великого поста 1653 года, Патриарх разослал по московским церквам «Память» с указанием о замене части земных поклонов на молитве Ефрема Сирина поясными и об употреблении троеперстного крестного знамения вместо двуперстного.
В результате этой реформы страна с 1667 по 1676 год была охвачена бунтами. Староверы совершали нападения на монастыри, грабили монахов-никониан, захватывали церкви.
22 июня 1668 года — На Соловки прибыли царские полки и приступили к осаде монастыря для подавления Соловецкого восстания.
Ноябрь 1671 года — верховная дворцовая боярыня, представительница одного из шестнадцати высших аристократических семейств Московского государства Феодосия Морозова, твёрдая сторонница старого обряда, была перевезена в Чудов монастырь в Кремле, откуда после допросов отправлена в заключение на подворье Псково-Печерского монастыря.
1672 год — в Палеостровском монастыре совершили самосожжение 2700 старообрядцев. Это был первый известный случай массовых самосожжений, так называемых «гарей».
Конец 1674 года — боярыня Морозова, её сестра Евдокия Урусова и их сподвижница жена стрелецкого полковника Мария Данилова были приведены на Ямской двор, где пытками на дыбе их пытались переубедить в верности старообрядчеству. По распоряжению царя Алексея Михайловича Морозова с сестрой высланы в Боровск, где были заточены в земляную тюрьму в Боровском городском остроге, а 14 их слуг за принадлежность к старой вере в конце июня 1675 года сожгли в срубе.
22 января (1 февраля) 1676 года — Соловецкий монастырь взят приступом. Бунт в обители, во время которого погибли 400 человек, был жестоко подавлен.
Как признал в ходе экскурсии председатель правления Старообрядческого общества Латвии Илларион Иванович Иванов, последствия раскола церкви ощущаются до сих пор, т.е. спустя более чем 300 лет.
Представитель Старообрядческого общества в Совете общественных организаций Латвии Виккентий Бахилов показал участникам экскурсии так называемую "Крестильню" - большое помещение, где на невысоком помосте установлена высокая железная купель, в которой и происходит таинство крещения. Крещение проходит в холодной воде. Для детей и подростков имеются купели поменьше. На стенах помещения - фрески, которые рассказывают, как обряд крещения проходил Иисус Христос.
Этажом ниже Крестильни находится вход в храм. Фотографировать здесь запрещено.
Снаружи молельный дом Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины напоминает обычное здание с колокольней, украшенной под влиянием югенд-стиля золоченым куполом. Молельный дом Гребенщиковской общины - не только самый большой старообрядческий храм в Латвии, но и во всем мире. В его помещении одновременно могут находиться 5 тысяч человек. Община храма насчитывает 25 тыс. прихожан – это самая многочисленная старообрядческая община мира.
Датой основания храма считается 1760 год, когда на берегу реки Даугавы была возведена деревянная постройка, в которой располагалась моленная старообрядцев. В конце XVIII века община перебралась в каменное здание, а в 1826 году храм был назван в честь купца Алексея Петровича Гребенщикова. Церковь пережила неоднократные трансформации, а нынешний облик обрела только в конце XIX века.
Неигладимое впечатление у всех, кто впервые оказывается в храме, оставляет иконостас. Его длина - около 35 метров, а высота - около 15. Все иконы закрыты позолоченными или серебряными окладами. Зал, разбитый на женскую и мужкую половины, украшают огромные золоченые люстры. Но электрического света в помещении почти нет, горят только свечи да дневной свет освещает зал через многочисленные большие окна. В храме хранится уникальная коллекция икон, книг и рукописей XV-XIX веков. Богослужения здесь проводятся с соблюдением старинных старообрядческих традиций.
Экскурсия длилась более трех часов, но даже и за это время не смогла удовлетворить все любопытство экскурсантов. Как заверил активистов СООЛ Виккентий Бахилов, Старообрядческая община готова организовывать такие экскурсии снова и снова.
Виктор Гущин,
координатор Совета общественных организаций Латвии,
член Всемирного координационного совета соотечественников
http://vksrs.com/publications/sootechestvenniki-v-latvii-posetili-muzey-i-khram-rizhskoy-grebenshchikovskoy-staroobryadcheskoy-obshch/