Среди всех стран Латинской Америки Перу занимает особое место. Эта страна входит в первую тройку самых больших южноамериканских государств по площади, уступая лишь Аргентине и Бразилии. Но главное, ее столица – Лима, основанная в 1535 году, - считается старейшим городом и первым центром всех испанских колоний на южноамериканском континенте. При этом Православие в этой стране начало появляться лишь с конца 40-х годов XX века – позже, чем во многих других странах Латинской Америки, – в связи с начавшимся в это время исходом значительной части эмигрантов второй волны из послевоенной Европы. В 1950-х годах в Лиме сформировалась первая русская православная община и был построен первый православный храм во всей стране – русская церковь Святой Троицы. Но со временем русское присутствие становилось все меньше, произошло изменение и национального состава прихода, превратившегося по преимуществу в арабо-греческий, и конфессионального подчинения прихода, перешедшего в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. И лишь в начале нынешнего, XXI века, буквально несколько лет назад, в Лиме уже из вновь приехавших в страну эмигрантов из современной России, а также Украины и Белоруссии начала образовываться новая православная община. И ей пришлось проходить весь путь, некогда уже проделанный русскими предшественниками, заново, практически с нуля. От учреждения – до регистрации, от редких служб в квартирах – до регулярных богослужений в постоянном помещении, от редких прихожан, первых Крестин и первого венчания – до сплоченного, воцерковленного и постоянно расширяющегося прихода.
О возрождении единственной русской православной общины в Перу и перспективах развития Православия в этой далекой от России и мира стране - интервью настоятеля общины Святой блаженной Матроны Московской г. Лимы иереем Игорем Терентьевым.
- Отец Игорь, первое, что меня поразило при знакомстве с вашей биографией, это то, насколько в необычных местах вам выпал священнический труд. Расскажите, пожалуйста, о начале вашего церковного служения в России – в одной из самых далеких епархий нашей страны.
- Да, действительно, в Латинской Америке я оказался после четырех лет служения в Магаданской епархии - с 2007 по 2011 год. Сразу после рукоположения в священники, в июле 2007 года, архиепископ, а ныне митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн направил меня в распоряжение епископа Магаданского и Синегорского Гурия. Это было время, когда священников в этой епархии катастрофически не хватало, и мне приходилось служить в восьми приходах, крайние из которых находились друг от друга на расстоянии 437 километров. И каждый – вдали от города Магадана. В поселках, расположенных среди сопок и мало затронутой человеком суровой колымской природы. Первая половина моего служения в этих местах прошла в поселке Синегорье, в 482 километрах от Магадана, «столице» гидростроителей, построивших Колымскую ГЭС – уникальное сооружение на вечной мерзлоте. И мой первый храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы был настоящим каменным храмом, единственным в области, воздвигнутый теми же строителями Колымской ГЭС. Вторая половина моего служения прошла в г. Сусумане, в 650 километрах от Магадана, в молитвенном доме в честь Святителя Николая Чудотворца. Я до сих пор с большой любовью вспоминаю и то время, и тех людей – и церковных старост, и прихожан, – с невероятной теплотой и гостеприимством встречавших объезжающего поселок за поселком священника.
- При каких обстоятельствах вы оказались в Латинской Америке? Как и в каком месте началось служение? И как встретили вас на этом новом, таком далеком от России, континенте?
- Совершенно неожиданно для меня появилось предложение отправиться в командировку в распоряжение епископа Каракасского и Южноамериканского Иоанна (РПЦЗ), в епархии которого очень сильно не хватало священников. Как раз тогда поступали постоянные просьбы от православных верующих из Парагвая - прислать священника, и у меня не было никаких сомнений: этого было достаточно для принятия решения, так я и оказался в Покровском приходе столицы Парагвая Асунсьоне. И моя служба там – священника Московской Патриархии в приходе зарубежной церкви – стала, можно сказать, реальным свидетельством наконец-то произошедшего возобновления общения между РПЦ и РПЦЗ.
Так случилось, что вылетел я в Латинскую Америку накануне Пасхи 2012 года, и в первый же вечер после прилета мы уже служили пасхальную службу с моими новыми парагвайскими прихожанами. Первую пасхальную службу за прошедшие двадцать лет, вызвавшую огромную радость у всех! За два года моего служения в Парагвае в нашем храме сложилась небольшая, но дружная община; на средства благотворителей были проведены капитальный ремонт храма и благоустройство прилегающей территории; было организовано празднование 85-летия со дня состоявшегося в 1928 году освящения храма в Асунсьоне. Священника здесь встретили с большой любовью, и на протяжении всего времени моего служения я всегда получал от прихожан всестороннюю помощь и добрые советы.
По прошествии двух лет встал вопрос о необходимости посещения новообразованного православного прихода в Перу. И постановлением Святейшего Патриарха Кирилла и Священного Синода от 25 декабря 2013 года я был направлен в клир Аргентинской и Южноамериканской епархии для пастырского окормления прихода Святой блаженной Матроны Московской в городе Лиме.
- Расскажите, пожалуйста, об истории русского православия в Перу, о том, как и когда в этой стране появились первый приход Русской православной церкви и ваша, совсем молодая, община в честь Святой блаженной Матроны Московской?
- История русского православия в Перу началась с середины XX века, когда оставшиеся в Лиме русские эмигранты организовали сбор средств и строительство первого храма в честь Святой Троицы – первого православного храма в Перу. С самого начала и до своей кончины в храме служил иеромонах Серафим (Фетисов). Сначала приход находился в составе Русской православной церкви заграницей, но в результате какого-то конфликта между настоятелем и Синодом РПЦЗ приход перешел в юрисдикцию Северо-Американской митрополии, где находился до конца 90-х годов. А в 1998 году, после кончины отца Серафима и ухода из жизни большинства русских прихожан, община, состоявшая уже в основном из греков и арабов, вместе с храмом и церковным имуществом перешла в юрисдикцию Буэнос-Айресской и Южно-Американской митрополии Константинопольского Патриархата. Там некогда русский Свято-Троицкий храм и находится в настоящее время, среди его прихожан русских практически нет, а службы совершаются только на испанском языке.
Но уже через десять лет в Перу начали приезжать новые люди из России, Украины и Белоруссии, среди которых все больше и больше было православных людей, желающих ходить на богослужения и участвовать в церковных таинствах на уже нигде не звучащем в Лиме церковнославянском языке. Так естественным образом возникла потребность в организации нового русского православного прихода. 17 января 2011 года в зале Российского культурного центра в Лиме состоялось учредительное собрание православной общины во имя блаженной Матроны Московской. А 22 марта 2011 года Священный Синод принял решение о создании в Лиме прихода во имя Святой блаженной Матроны Московской в составе Аргентинской и Южно-Американской епархии РПЦ.
- Получается, что община Святой блаженной Матроны Московской в Лиме – единственная православная община, служащая на русском языке и окормляющая русских прихожан. И, поскольку она была образована совсем недавно, вам было суждено проделать с ней самые первые шаги. Расскажите, пожалуйста, об этих первых шагах и первых проблемах, с которыми пришлось столкнуться.
- До 2014 года на протяжении трех лет здесь совершалось богослужение лишь дважды в год, в пасхальные и рождественские дни, разными командированными священниками. Естественно, каждая из этих редких служб была очень радостным событием для православных верующих Лимы. И еще большей радостью было наконец-то произошедшее в 2014 году назначение постоянного священника, после чего и началась основная работа по формированию общины Святой Матроны.
Конечно мне, как это бывает при начале любого дела, пришлось столкнуться с трудностями. Очень много усилий нам пришлось потратить на то, чтобы добиться регистрации общины как юридического лица: почти полтора года длился процесс выяснения и выполнения требований для ее регистрации, но, как мы надеемся, он уже близок к завершению.
Главной же вставшей перед нами проблемой стало отсутствие постоянного помещения для богослужений, уже не говоря о собственном храме. Мы сталкивались с самыми разными сложностями: с тем, что в помещениях, в которых проходили разовые службы, оказывались неприемлемые условия для служб постоянных; с непомерно высокой платой за время использования помещения; с отказами заключать договор об аренде и так далее. Поиски помещения для богослужений долгое время не приносили результатов. Тем более что выбор приемлемых для него мест был весьма ограничен несколькими хорошими районами Лимы без повышенной криминальной угрозы и относительно безопасными для прихожан – таковы реалии Южной Америки.
Мы начали совершать регулярные молебны о даровании нам помещения для богослужений. И, наконец, нам предложили совершать богослужения в англиканском кафедральном соборе по субботам за умеренное пожертвование. Так мы наконец-то начали проводить регулярные богослужения и наша община начала пополняться постоянными прихожанами. Через несколько месяцев для нас нашлось еще одно место – на этот раз в католическом приходе, но для проведения в нем богослужений нужно было получить разрешение кардинала Лимы и примаса Перу. Мы долго ждали этого разрешения и неожиданно получили его именно в день встречи Святейшего Патриарха Кирилла и папы Римского Франциска, произошедшей 12 февраля 2016 года на Кубе. Для нас это было глубоко символично. Нам было предоставлено в безвозмездное пользование без ограничения срока помещение домового храма, в котором мы и совершаем богослужения по воскресным и праздничным дням по настоящее время. А также комната для внебогослужебных мероприятий, в которой мы после Литургии собираемся за чашкой чая, проводим встречи и катехизаторские беседы. Для всех нас это было большим достижением и большой радостью.
Первое венчание в Лиме, июнь 2016 г.
- Очень интересно узнать о членах вашего православного прихода: есть ли среди них потомки старой русской эмиграции и представители других православных народов? Есть ли новые переселенцы из России и стран бывшего Союза? К вам приходят уже верующие и воцерковленные люди или не только?
- Благодаря тому, что я был направлен сначала в Парагвай, а затем в Перу, у меня появилась уникальная возможность сравнить два совершенно разных типа прихожан - потомков старой эмиграции из дореволюционной России в Парагвае и представителей постсоветской эмиграции из России, Украины, Белоруссии в Перу.
Русская диаспора в Парагвае – это, как правило, уже укорененные в вере люди, организованные в православную общину и единую ассоциацию «АРИДЕП» – «Ассоциацию русских и детей потомков в Парагвае», в уставе которой даже прописано оказание помощи в содержании православного храма и православных кладбищ. Поэтому, прибыв в Асунсьон, я оказался в уже верующей и сплоченной общине, которая оказывала мне всяческую помощь и содействие в решении всех насущных вопросов.
Русская же диаспора в Перу совсем другая – это диаспора молодая, из постсоветской России, Украины, Белоруссии, многие представители которой уехали из своих стран в то время, когда церковь там только начала возрождаться, и, не успев воцерковиться на родине, оказались в католической стране, в которой негде было приобрести знания о православной вере. Но, несмотря на это, среди них нашлись инициаторы создания православной общины, – можно сказать, как частички Русского мира, многие из них подключились к ее жизни, а некоторые даже вошли в органы управления приходом. И честь им и хвала за это доброе начинание. Но главное, чтобы через эту работу происходило утверждение в вере и в церковной жизни. Потому что без этого не совсем воцерковленные люди при решении каких-то приходских вопросов могут руководствоваться совсем нецерковными мотивами, а это, конечно, создает сложности для священника в управлении и развитии прихода. Но я верю и вижу, что со временем необходимое воцерковление происходит. А вместе с тем с большой радостью наблюдаю, что в последнее время в Перу начало приезжать все больше людей уже верующих и имевших опыт церковной жизни на родине, и наша община в последнее время все больше и больше стала пополняться именно такими прихожанами.
- Расскажите, пожалуйста, о развитии общины Святой Матроны Московской за последние годы. Какими вы видите основные задачи, стоящие перед ней в ближайшем будущем?
- Время летит очень быстро, а возможности и средства за границей очень ограничены, но почти за два прошедших года, как мне кажется, нами было сделано немало. Наконец-то было найдено помещение для богослужений, предоставляемое на безвозмездной основе, и организованы регулярные богослужения, а в отдельном помещении начали проходить регулярные приходские встречи и катехизаторские беседы. С момента прибытия в Лиму мною было организовано приходское собрание, на котором упорядочены органы приходского управления и разъяснены основные канонические нормы приходского Устава РПЦ. На недавнем приходском собрании приняты его новые члены – одиннадцать человек из хорошо зарекомендовавших себя прихожан. Благодаря нашим благотворителям приход получил необходимую для богослужений церковную утварь; благодаря пожертвованию из Тверской епархии у нас появилась необходимая богослужебная литература – Минеи и Триоди. Наладилось тесное сотрудничество нашего прихода с московскими миссионерами из православного общества «Южный крест» и Школы православного миссионера, которые собирают и пересылают для нас Священное Писание и православную литературу, иконы, крестики и другие необходимые нам вещи. Члены нашего прихода также регулярно стараются заниматься сбором вещей и продуктов, духовной и обычной литературы для наших соотечественников, находящихся в пенитенциарных учреждениях Перу. В общине наконец-то образовался любительский хор, что тоже очень радостно.
Еще больше, конечно, у нас планов на будущее, благо, в приход пришло много искренне верующих людей, желающих активно участвовать в жизни общины. Прежде всего нам нужно завершить процесс регистрации общины как юридического лица, о котором я уже упоминал. Конечно, мы задумываемся о строительстве собственного православного храма Русской православной церкви – первого храма, потому что и в Лиме, и в Перу пока нет ни одного.
- Наконец, очень хочется узнать, вызывает ли православная вера и православная церковь интерес у перуанцев? Появляются ли у вас прихожане из местного населения? И как, с вашей точки зрения, можно помочь развитию православной миссии в Перу?
- В наше время наблюдается охлаждение местного населения к католической церкви – эта проблема постоянно озвучивается самими католическими священниками. И многие перуанцы уходят из традиционной для них католической религии в секты. При этом, как я вижу, интерес к православию есть, ведь многие перуанцы получали образование в России, к тому же в Перу много русско-перуанских смешанных браков.
В нашем приходе уже было совершено несколько православных крещений детей из смешанных семей по согласию одного из родителей, являющегося католиком. Сейчас один мужчина, бывший католик, готовится присоединиться к православной церкви. Но для более широкого знакомства перуанцев с Православием нужна целенаправленная миссионерская работа. И, конечно, самой эффективной формой миссии могла бы стать работа православного просветительского центра, который в идеале стоило бы открыть при храме.
Чин присоединения к Православию
Все мы помним, что русские эмигранты, куда бы они ни приезжали, первым же делом строили храмы, как правило, с культурными центрами при них. Сейчас это делать сложнее – цены на землю, строительство и обслуживание храма несоизмеримы с прошлым веком. Так что современной общине своими силами это осуществить очень тяжело, и мы очень ждем помощи от всех, заинтересованных в развитии Православия в Перу, людей, сердце которых загорится любовью к этой южноамериканской стране с богатой историей и культурой. А пока мы будем молиться об этом и совершать посильную работу по сплочению и увеличению православной общины Святой Матроны Московской в Лиме и ознакомлению местных жителей с Православием. Огромное спасибо всем, кто нам помогает.
Фото на главной: Елена Малер и отец Игорь Терентьев, 2016 г.
Православный интернет-журнал «Прихожанин»