Как вернуть коренные народы из страха затворничества или резерваций в цивилизацию?
О том, какую роль в межнациональных отношениях играют коренные народы, о преодолении разрывов в образе жизни и благосостоянии между коренными и «большими» народами, в интервью порталу «Русский мир» рассказывает член Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, глава межрегиональной сети коренных народов России Гульвайра Куценко.
На Ваш взгляд, в чём сегодня главная проблема коренных народов мира и каковы вытекающие отсюда задачи?
Привить вкус к государственности. Вернуть народы из страха затворничества и резерваций в цивилизацию, но сохранить самость народов, уникальные языки и культуру. И в этом смысле в России сложилась особая модель взаимоотношений между коренными народами и государством. Благодаря федерации, пусть несовершенной, в отличие от других стран, не был потерян ни один народ, все социальные институты и органы управления народов сохранены и развиваются. За этими народами веками закреплялись земли, чтобы они могли сохранить свою особую культуру и жизненный уклад.
А как определяется статус народа — коренной он или нет?
Эксперты ООН полагают, что основных критериев коренного народа четыре: проживание на землях исторического происхождения народа, занятие традиционными видами деятельности, отдельное этническое сообщество и численность не более пятидесяти тысяч человек. В России такая трактовка получила уточнение — коренные малочисленные народы.
У нас есть примеры развития коренных народов в направлении укрепления их государственного чувства?
Есть чем делиться Якутии. Там создана законодательная база, реализуются практические меры в сфере межнациональных отношений. Там первыми в России стали появляться национально-культурные объединения, создана Ассамблея народов Республики Саха. Это пример совместного проживания на одной территории в мире и согласии представителей разных народов. Якутия первой учится адекватно реагировать на современные межнациональные вызовы, в том числе между коренными народами. Так, сегодня Сибирь и Дальний Восток медленно, но верно «зеленеют». При этом в пользу радикального ислама, а традиционный находится в непростой ситуации. И вот в Якутии представители традиционных конфессий ведут грамотную просветительскую работу среди населения, особенно молодёжи, в том числе в среде молодёжи коренных народов. Пока межконфессиональный диалог, направленный в том числе на малочисленные народы, несколько необычен для остальной России.
«Большие» религии по-прежнему конкурируют за паству среди коренных народов?
Я бы иначе формулировала. Ситуация меняется: коренные народы играют ключевую роль в гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений. Согласно различным опросам, статистика такова: практически отсутствуют конфликты между народами, которые имеют достаточно длительный опыт совместного проживания. Больше действует региональный принцип. Я, например, родилась на Алтае, а алтайцы — это не один, а пять этносов. И часто они говорят не «я алтаец», а «этот наш, деревенский (ая)», а «этот городской (ая)». Понимаете, у большинства коренных народов преобладает не национальная, а региональная идентичность внутри российской цивилизации. Запущенный проект «Лаборатория межнационального содействия» как раз способствует международному и межрегиональному общению между коренными и «большими» народами и религиями, помогая малочисленным осознавать себя, свой язык, религию и культуру в контексте современного мира.
Однако в связи с появлением мигрантов и экспансией радикального ислама стали возникать проблемы, в том числе в межнациональных, в меньшей мере — в межконфессиональных отношениях.
Разговоры о модном сегодня регулировании потоков мигрантов, их частичной натурализации — тех, кто этого желает, — это реальность или просто благое пожелание?
Приведу пример. Китайская добывающая компания «Лунсин» в Республику Тыва привезла около шести тысяч китайских рабочих. А ведь в Тыве едва ли не самый высокий в России уровень безработицы. На этих рабочих местах могли трудиться местные жители.
Кто в этом виноват? Мы сами. Наш неэффективный государственный менеджмент. В подобных случаях очень многое зависит от политики региональных властей. Нужно мониторить ситуации и принимать по ним индивидуальные решения, чтобы деятельность добывающих компаний (естественно, не только иностранных) не нарушала традиционный образ жизни местных жителей, чтобы не изымались у местных жителей земли традиционного природопользования, не наносился вред экологии...
2014 год ООН объявила годом преодоления материальных и культурных разрывов в образе жизни и благосостоянии между коренными и «большими» народами, разработав специальную программу. В чём её суть?
Есть в этой программе свои подводные течения. Вот, например, ненцев на Севере насчитается 49 тысяч человек. В кои-то веки, благодаря государственной программе содействия малочисленным народам, их число начало постепенно расти и скоро может выйти за 51, а то и за 52 тысячи человек. И что? Ненцев исключать из коренных малочисленных народов? Уверена — нет. Наоборот, надо расширять программы их интеграции в современную жизнь, но и сохранять их традиционные промыслы и образ жизни.
Какую роль в этом играет межрегиональная сеть коренных народов «Льыоравэтльан»?
Организация «Льыоравэтльан» («Настоящий человек») занимается защитой прав малочисленных народов. Мы имеем региональные центры в шести регионах страны, получили консультативный статус при экономическом и социальном совете ООН. Наша самая большая проблема — убеждение представителей коренных малочисленных народов в том, что новое к ним отношение — это не декларация, не откуп, а стремление всё же действительно интегрировать цивилизацию, сохранив при этом их аутентичность.
Беседовала Анна Лощихина