Массовое празднование Масленицы в Грузии началось в 2002 году, когда коллективы нескольких русских школ города Рустави объединились для участия в творческом конкурсе, объявленном Квемо-Картлийским региональным русским обществом «Родник».
История Масленицы на Руси удивительна. В традиционном праздничном календаре этому празднику отводится особое место. Это единственный крупный языческий праздник, который не был приурочен ни к одному христианскому празднику и не получил нового истолкования, что в свою очередь, вероятно, и способствовало сохранению архаических элементов Масленицы. Предположительно, Масленица в дохристианскую пору праздновалась в период весеннего равноденствия, которое у многих народов является началом нового года.
Время, которое в народе называют Масленицей, в церковном календаре связано с размышлениями о конце земной истории и грядущем Страшном Суде. В христианском понимании это конец зла и победа добра, суд над злом, над грехом. Масленица – это светская, крестьянская версия Недели о Страшном суде и рассматривается она как переходный этап к Великому Посту, самому длительному в году. На этой неделе уже нельзя есть мясо, но сохранены рыба и молочные продукты.
Масленица отражает в себе двойственность крестьянского мироощущения, вобравшего в себя элементы как христианских, так и языческих верований. Как любое традиционно значимое народное действие, складывавшееся на протяжении не одного столетия, Масленица представляла собой сложный, многоплановый, по-разному структурированный с элементами ритуализации праздник с большим количеством магических составляющих. Здесь также нашли свое отражение природные и биологические циклы, которыми издавна определялась жизнь крестьянского общества, переплелись языческие и христианские представления о человеческом существе и устройстве окружающего мира.
Наиболее важными ритуальными элементами, составлявшими суть праздника, были следующие:
Культ предков – обряды, связанные с поминовением усопших родителей и родственников и употреблением ритуальной пищи: блинов, лепешек, оладий, пирогов, хвороста.
Обычаи, связанные с брачной тематикой: смотры и чествование молодожёнов, гостевание их у родственников и знакомых; высмеивание тех, кто достиг брачного возраста, но не обзавелся семьей, поскольку безбрачие в народе часто воспринималось как болезнь, следствие порчи или сглаза, и этот порок мог негативно повлиять на плодородие почвы и благополучие общины в целом.
Масленичные развлечения: катание с ледяных гор и на лошадях, строительство снежных городков, кулачные бои, масленичные поезда, ряженье.
Проводы Масленицы: зажигание костров, проводы-похороны.
Главной героиней праздника была воплощенная в чучеле Масленица, представляющая собой архаичный этап развития умирающего и воскресающего божества.
Этот праздник – своеобразный показатель русской культуры; не случайно танцевальный номер «Масленица» был включен в церемонию открытия зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году. Сегодня мы становимся свидетелями процесса возрождения масленичных традиций и в общинах российских соотечественников в других странах.
Массовое празднование Масленицы в Грузии началось в 2002 году, когда коллективы нескольких русских школ города Рустави объединились для участия в творческом конкурсе, объявленном Квемо-Картлийским региональным русским обществом «Родник». Были организованы площадки, на которых самодеятельные коллективы под руководством педагогов русского языка и литературы показывали свое знание русских традиций и собственное видение Масленицы. Идеи праздника энтузиасты черпали из литературы, бывшей в школьных библиотеках. В 2006 году в Рустави, на сцене ДК «Химик» состоялось театрализованное представление, в сценарии которого воспроизводились известные масленичные обычаи: ярмарка, перетягивание каната, народные гулянья, звучали масленичные песни, героями представления были скоморохи, Петрушка, Купец, девицы-красавицы, Красно Солнышко. Не смотря на то, что это было представление на сцене, а не полноценное народное гулянье, данное мероприятие имело широкий общественный резонанс.
Практика празднования Масленицы в качестве народного гулянья началась с 2013 года на территории загородного ресторана в Рустави. Организаторы праздника - русское общество «Родник» под руководством Веры Кузнецовой. Немалую поддержку оказывает Секция интересов РФ при посольстве Швейцарии в Грузии. В сценарии в виде сценок, игр, песен рассказывается о масленичных традициях. Каждый год организуется своеобразный масленичный мирок со сценой, местом печения блинов, ярмаркой изделий народного ремесла, аттракционами.
12 марта этого года состоялось очередное празднование Масленицы в Рустави. На глазах возникали из небытия многие старинные обычаи, возрождались элементы прежней праздничной культуры. Сотрудники ресторана и активисты русского общества прямо под открытым небом пекли блины, варили глинтвейн. По инициативе В. М. Кузнецовой гостям подавали сбитень – горячий медовый напиток, в состав которого входили мед, имбирь, корица, гвоздика. Сбитенщики громко зазывали гостей: «Вот сбитень! Вот горячий! / Кому сбитню моего? / Все попробуйте его: / И воин, и подьячий, / Лакей и скороход, / И весь честной народ!»
Сценарий театрализованного произведения был разработан Анной Кузнецовой, которая в настоящее время являясь студенткой Санкт-Петербургского института культуры, стала режиссером праздника. Вёл праздничную программу актёр и режиссёр тбилисского ТЮЗа А. И. Лобов.
Народными песнями и прибаутками развлекали гостей прекрасные участницы вокального ансамбля «Родник», свою песенную программу представили и гости - белорусский хор «Лилея». Специально к празднику были сшиты новые костюмы, поставлены танцы: полька, кадриль, плясовая. Гостей ждал сюрприз – появление «дрессированного» медведя (ростовая кукла). Студия декоративно-прикладного искусства выставила на масленичную ярмарку свои поделки – декоративные бутылки и украшения из натуральных камней.
В завершение праздника под прощальные песни состоялось традиционное сожжение чучела.
Успех Масленицы в Рустави обусловлен, пожалуй, тем, что народный праздник создает условия для самовыражения людей, где самое главное – сохранение и закрепление самоидентичности, осознанной принадлежности к своей, национальной культуре. Культура народного праздника способствует воспитанию каждой личности и всего коллектива участников. Праздник улучшает настроение, способствует позитивному эмоциональному всплеску. Народный праздник – это определенный отрезок жизни, диктующий свои формы поведения человека в коллективе, которые обусловлены традициями, обычаями, ритуалами, церемониями и обрядами. Он позволяет раскрыть истинные творческие устремления людей, ведь здесь каждый человек и исполнитель, и творец, и участник, и судья всего увиденного и услышанного.
Не менее важно то, что Масленица для соотечественников является своеобразной формой творческого отчета коллективов художественной самодеятельности, и благодаря этому праздник превращается в целенаправленную программу, служит формированию национальной гордости, патриотизма, единства народа.
Для Русского мира важна популяризация русского языка и культуры. Празднование Масленицы в Грузии – это соединение двух культур, объединение людей.