В третий раз за последние годы мюнхенский Центр русской культуры «МИР» оставляет свой «культурный след» в жизни герцогства, где когда-то состоялась помолвка цесаревича Николая, будущего российского царя Николая Второго.
Культурные отношения связывают Россию и Германию уже столетия. Династические браки между представителями царской семьи и членов титулованных семейств Германии не были редкостью. Также и герцогство Саксен-Кобург-Гота не было исключением. С ним связаны многие имена Дома Романовых - Анна Фёдоровна, Мария Александровна, Александра Федоровна, Виктория Федоровна. Все они оставили свой след в истории этого небольшого, живописного города.
В этом году праздничные мероприятия были связаны с 25-летним юбилеем Общества «МИР». В историческом зале дворца Эренбург, 3 и 4 сентября этого года царствовала «Русская осень».
С приветственным словом на открытии Фестиваля к гостям и участникам обратился главный бургомистр Кобурга Норберт Тессмер (Norbert Tessmer): «Центр «МИР», - сказал он, - уже давно зарекомендовал себя высокопрофессиональными участниками, трепетным отношением к сохранению всемирного культурного наследия. Мы рады приветствовать вас вновь в этом историческом месте».
Встреча с прекрасным начиналась у гостей Фестиваля уже перед главным концертным залом. В малом зале дворца гостям была представлена фотовыставка, рассказывающая о династических связях герцогов Кобурских и царского Дома Романовых.
Одна из фотографий принцессы Виктории Мелиты, ставшей впоследствии женой князя Кирилла Владимировича и принявшей в православии имя Виктории Фёдоровны, напомнила приехавшей из Америки Барбаре Эдельман, уроженке Кобурга, семейную историю.
Когда-то её бабушка, тогда ещё семилетняя, и Виктория Фёдоровна встретились и девочка подарила корзину грибов принцессе, а та прислала ей в подарок платье. В семье Барбары этот рассказ передается из поколения в поколение.
Удивительно, что рассказанная мимолётом гостем фестиваля незатейливая история, вызвала необыкновенное чувство близости к историческим событиям.
Но и последующие события Фестиваля прошли в этом же ключе – связи необычного и неожиданного.
Музыка удивляла своим разнообразием – именами композиторов, чьи произведения два дня исполнялись в замке, разножанровостью концертной программы, и, конечно, исполнителями. Кого-то из них публика уже успела полюбить, зная по прошлым выступлениям. Кого-то открывала для себя впервые.
Но были на Фестивале и те, на чьи выступления попасть в обычной жизни весьма трудно. Одним из таких был Алексей Кудряшов, покоривший всех, прежде всего, своим виртуозным исполнением ранних произведений Сергея Прокофьева. Алексей – лауреат и дипломант различных Международных конкурсов пианистов. Но одними из самых дорогих ему побед он называет победы на конкурсах им. Александра Скрябина. «Однажды, во время подготовки к конкурсу, я так проникся музыкой Скрябина, что в течение двух дней практически не помнил себя. Я как будто жил в другом мире, мире, где рядом был Скрябин. Что это было – не знаю. Но именно после того случая я чувствую эту связь музыки Скрябина с моей душой». Алексей приехал в Германию на два дня именно для выступления на Фестивале в Кобурге. Услышать исполнителя такого уровня – не это ли одно из удивительных событий тех дней? Прелюдию Скрябина Алексей Кудряшов исполнял в литературно-музыкальной композиции, посвящённой судьбе внучки Александра Второго, Виктории-Мелиты.
Как известно, начало родственным связям рода герцогов Кобургских со многими царственными династиями Европы положила Екатерина II. Вот и на Фестивале в Кобурге начало связи музыки и литературы положила женщина. Писательница Татьяна Куштевская, которую немецкая публика знает и любит уже давно – представила свою новую книгу «Вначале была женщина».
Презентацию сопровождали прекрасные музыканты: певица-сопрано из России Татьяна Фуртас, пианист из Италии Антонио Мансолилло и скрипач из Мюнхена Артур Медведев.
Заканчивался первый день фестиваля музыкально-литературной композицией «Ольга, мой ангел, мой чертёнок!», которая явилась для многих открытием, поведав об удивительных фактах из жизни знаменитостей. Известный всему миру австрийский композитор Иоганн Штраус-сын и Ольга Смирнитская.
Именно к этой русской дворянке «король вальсов», который слыл дамским сердцеедом, имел обильное число поклонниц по всему миру, испытал настоящее чувство любви. Музыка Штрауса, переплетающаяся с рассказом о встречах композитора со своей возлюбленной во время его «летних сезонов» в Павловске, была очень органичной в Эренбургском дворце. Мало кто знает, что именно в Кобурге Штраус сменил когда-то своё австрийское гражданство, став гражданином кобургского Герцогства.
Эренбургском дворце, окружённом бывшим придворным парком, «русской осенью» звучала в основном музыка русских композиторов, судьба которых была связана с Баварией. Сергею Прокофьеву была посвящена программа «Лина, монахи и «Огненный ангел» - о пребывании Прокофьева в баварском Эттале.
«Приезжай, остальное приложится!» - поэтическая композиция, посвящённая любви немецкого поэта Райнера Марии Рильке и рожденной в Петербурге, ставшей знаменитой писательницей в Германии - Лу Андреас-Саломе.
Удивительные переплетения судеб Петра Ильича Чайковского и баварского «короля-лебедя» Людвига II были представлены актёрами Карин Вирц и Михаэлем Черновым. Бессмертная музыка П. И. Чайковского звучала в великолепном исполнении виолончелиста Владимира Пантелеева, приехавшего из Нью Йорка, где он является профессором по классу виолончели в музыкальном колледже. Сопровождали его замечательная мюнхенская пианистка Екатерина Медведева и скрипач-виртуоз Артур Медведев.
В концертных программах этих дней приняли участие актеры Артур Галиандин и Корнелия Поллак, певицы Ольга Агеева (Берлин, проникновенно исполнившая положенные на музыку Борисом Берштейном стихи Ф. И. Тютчева) и Людмила Шихова (с чудесным, чистым сопрано, приехавшая из Франкфурта на Майне), уроженец Амстердама бас-баритон Фритс Камп, блестящая домристка Мария Белановская, прилетевшая накануне из Санкт-Петербурга и романтичная, в равной степени производящая впечатление как чтица и пианистка - Анна Сутягина (Мюнхен).
Художественный руководитель Фестиваля «Русская осень в Кобурге», а также автор всех музыкально-поэтических программ - Татьяна Лукина, Президент Центра русской культуры «МИР».
Поддержали проведение «Русской осени в Кобурге» Баварское министерство культуры и образования (Bayerisches Staatsministerium für Bildung und Kultus, Wissenschaft und Kunst), ведомство по культуре города Кобурга (Kulturabteilung Coburg), кобургский благотворительный фонд Niederfüllbacher Stiftung и Фонд «Русский мир».
Информационную поддержку оказали Координационный Совет российских соотечественников в Баварии и сайт соотечественников Германии «Русское поле».
Главный бургомистр Кобурга Норберт Тессмер (Norbert Tessmer), взявший патронат над проведением Фестиваля, в своём заключительном слове сказал: «Для центра «МИР» двери Эренбургского дворца в Кобурге будут открыты всегда!».
Это и чувствовалось на протяжении всего фестиваля. Кобургцы любят «МИР», ведь не случайно газеты бывшего герцогства посвятили Фестивалю МИРовцев шесть больших публикаций. Такое надо заслужить!
ДВА НЕЗАБЫВАЕМЫХ ДНЯ
Два незабываемых дня, проведенных в Кобурге, потрясли меня. Первое впечатление – сдержанное. Казалось, что город спит. Позднее мы узнали, что с 14.00 до 18.00 город «отдыхает».
Дворцовая площадь была пуста. Казалось, что нас здесь никто не ждал, а о «Русской осени в Кобурге» никто даже и не слышал. Утомленные дорогой из Мюнхена, мы думали об отдыхе и ужине. Но у нас был всего час, чтобы разгрузиться, осмотреть зал, где пройдут выступления артистов, «певцам распеться, пианисту разыграться». Работник музея одиноко ждал нас у входа. Провел через музейные лабиринты в комнату для актеров. Затем наш путь лежал через Зал приемов, где проходили балы для коронованных особ европейских дворов.
И вдруг!.. Мы как бы очутились в нереальном времени. Золотое убранство стен, зеркала в позолоченных, украшенных гроздями винограда рамах, атланты, держащие в руках позолоченные хрустальные канделябры, подпирающие расписанный мифологическими сюжетами потолок, украшенный фамильными гербами, массивные хрустальные люстры, узорчатые оконные рамы, резные камины, потрясающей красоты паркет.
Убранство зала было не просто богатым, а вызывающе-богатым. Но красота зала удивительным образом не подавляла посетителя, не была вычурной. Наоборот. Торжественное великолепие создавало атмосферу Дома, теплого семейного очага. Казалось, что этот зал был как бы снисходителен к нам и поддерживал нас, приглашая войти и показать, на что мы способны.
«Боже! Как красиво!». Здесь, в этих стенах, наш последний русский царь, еще будучи царевичем-наследником, встречался со своей избранницей гессенской принцессой Аликс. Самый удивительно красивый и удивительно трагический брак в истории России.
Какая ответственность лежала на плечах президента Общества «МИР», какая задача стояла перед артистами, чтобы раскрыться, показать во всей полноте свое мастерство и быть достойными памяти этих стен, хранящих лучшие моменты жизни русских царей! И они не просто справились. Два дня триумфа!
Проникновенные чтецы А. Галиандин, К. Поллак, А. Сутягина, К. Вирц, чистое, как весенний ветерок, пение О. Агеевой, звенящее сопрано Т. Фуртас, уникальное по глубине исполнения сопрано Л. Шиховой, широкий и мощный, как российская земля, баритон голландца Ф. Кампа. А какие музыканты! Виртуозный любимец публики Алексей Кудряшов, блестящий скрипач Артур Медведев.
Каждый участник этого фестиваля подарил частицу своей огромной артистической души и чувства этому историческому залу. Выступления артистов сопровождались бурными аплодисментами и возгласами «браво!».
Казалось, что даже стены рукоплещут выступающим. Слезы умиления были в глазах немецкой публики. Мне подумалось, как много делает это скромное Общество «МИР» для сближения двух народов, какой титанический труд в этой легкой, непринужденной, почти домашней обстановке вечера, который создала организатор и душа всего этого фестиваля президент Общества «МИР» Т. Лукина.
Почему мы не можем просто жить в мире и добре - два народа, которые имеют почти родственные корни, близкие традиции, культурное наследие которых заставляет восторгаться и плакать от восхищения?!
Мы были счастливы в эренбургском Дворце Кобурга, которому наши прекрасные артисты и мы все, восхищенные зрители, дарили свою любовь к искусству. И Он и его ночные обитатели отвечали нам взаимностью! В этом во всём было что-то волшебное, мистическое.
Особенно, если учесть тот факт, что именно 3-го сентября, в день открытия фестиваля, только 153 года назад, в 1863 году, королева Виктория встретилась в этом зале, носящим имя «Ризен-зал», то есть огромный зал, с австрийским канцлером Францем Йозефом. Об этом гласит памятная доска на одной из стен зала. Да, это были поистине два незабываемых дня
Я ПОБЫВАЛА В СКАЗКЕ, НАПОЛНЕННОЙ КРАСОТОЙ, ТАЛАНТОМ, РОМАНТИЗМОМ И ЛЮБОВЬЮ...
Во дворце Эренбург 3-го и 4-го сентября состоялся музыкально-поэтический фестиваль, организованный мюнхенским Центром русской культуры «МИР», посвященный 140-му дню рождения Виктории Мелиты, по рождению принцессы Великобританской, Ирландской и Саксен-Кобург-Готской, по первому мужу герцогиней Гессенской, а по второму - великой княгини Викторией Фёдоровной, с титулом Императорского Высочества.
Красота и величие самого дворца Эренбург, заложенного в 1543 году герцогом Эрнстом фон Саксен, впечатляет с первого взгляда! И сколько великих людей побывало в его стенах за эти пять веков! Много сюрпризов ждало нас во дворце...
Тот же самый роскошный зал 153 года спустя, благодаря принцессе Виктории Мелите, собрал русских жителей Германии на Бал, где снова в волшебном танце закружились красота русских женщин, талант русских музыкантов, тайны истории, дух романтики и любви... Достойное празднование дня рождения, принцесса Виктория Мелита осталась бы довольна!
Но какая же связь между скобургской принцессой Викторией Мелита и русской культурой? Этот и другие интересные вопросы затронул фестиваль и приоткрыл вуаль истории. Оказывается, Виктория Мелита имела русские корни и была внучкой царя Александра II!
П.И.Чайковский создал наше любимое «Лебединое озеро» в год рождения принцессы Виктория Мелиты!
Ф.И.Тютчев создал большинство своих стихотворных шедевров именно в Баварии, например, наше любимое со школьной скамьи «Люблю грозу в начале мая» было написано в мюнхенской церкви Сальваторкирхе. А его старшая дочь Анна была воспитательницей детей Александра II, а том числе и матери Виктории Мелиты, великой княжны Марии Александровны.
А самой яркой любовью и музой короля вальса Иоганна Штрауса сына была петербурженка Ольга Смирнитская! Австрийский поэт Райнер Мария Рильке был влюблён в рожденную в Петербурге Луизу Саломе, известную в Германии под именем Лу Андреас-Саломе. Благодаря ей он не только посетил Л. Н. Толстого, но и настолько полюбил русскую культуру, что однажды сказал: «Россия – родина моей Души!».
А еще Василий Кандинский в Баварии написал свою первую абстрактную картину, и по сей день мюнхенский музей Lenbachhaus обладает самым многочисленным собранием работ Кандинского!
Об этих и других тайнах истории я узнала в программе фестиваля, а также из книг «Русский Мюнхен» и «Русские следы в Баварии», выпущенные Обществом «МИР», которые можно было приобрести в замке, где проходил фестиваль.
Пользуясь случаем я приобрела эти книги и для себя, и для моих немецкий друзей, интересующихся русской культурой.
Мне кажется, одна из важных миссий «Русской осени в Кобурге» была посвятить немцев в многогранность, красоту и глубину русской культуры. Как сказал мой немецкий работодатель, «Люди творчества и культуры - лучшие дипломаты и миротворцы, соединяющие разные страны и нации!»
Портал Общегерманского координационного совета российских соотечественников «Русское поле»