Интервью Сергея Проваторова, члена Всемирного координационного совета российских соотечественников, члена Президиума Всеукраинского КСОРС, председателя Правления союза общественных организаций «Русское содружество» (Украина).
- Сергей Германович, решение какой проблемы представляется сейчас наиболее актуальным для российских соотечественников, живущих на Украине?
- Мы же с вами говорим, прежде всего, не о тех, кто ушел во «внутреннюю эмиграцию» или подпольно считает себя российским соотечественником? - Речь идёт о тех моих согражданах, которые свою русскость, принадлежность к коренным или малым народам России открыто исповедали до того, когда в обиход был введён термин «российский соотечественник», и не отрекаются от такой самоидентификации и поныне. У этой категории граждан намотался такой толстый клубок актуальнейших проблем, что одну основную выделить невозможно. И даже просто перечислить их в одной беседе не так просто.
Можете считать мои слова злой шуткой, но начать хочу вот с чего. Нам необходимо чтобы нынешнее украинское государство, его органы власти, идеологические институты и националистически настроенная часть украинского общества перестали считать нас «российскими соотечественниками» в том смысле, в каком этот термин воспринимается ими как определение «пророссийски настроенных врагов Украины». Но достигнуть такого изменения не получится быстро и просто. И чтобы не напрягать и без того сложную обстановку, применительно к представителям коренных и малых народов России, живущих на территории украинского государства, термин «российские соотечественники» нужно использовать крайне аккуратно. Особенно - избегать его употребления в политическом контексте, когда ведутся дебаты о конфликтах: межгосударственном (между Украиной и Российской Федерацией) и мировоззренческом (между русскостью и украинством).
Актуально, чтобы указанные институты государства Украина и всё украинское общество начали уважать моих соотечественников как представителей коренного русского народа и представителей национальных меньшинств, имеющих права на свою культуру, родной язык, на гуманитарные, культурные связи с исторической Родиной. Это соответствовало бы нормами международного, в том числе и европейского права, признаваемого Украиной как государством и сторонниками европейской интеграции. Это отвечало бы букве международных документов, к которым Украина присоединилась. И, что главное, стало бы ярким примером реализации естественных прав человека и прав гражданина, выписанных в действующей Конституции.
- Но это лишь один аспект. Вряд ли большинство наших соотечественников могло бы его даже обозначить в перечне того, что их волнует…
- Точно подмечено: вряд ли, так как большинство даже из часто упоминаемых восьми миллионов русских (на мой взгляд, с этой цифрой нецелесообразно соглашаться) наверняка до сих пор не знает о такой идентифицирующей категории как «российский соотечественник». Скорее они рефлексируют на определения «русский», «славянин», «русский православный», «канонический православный»… Поэтому и называть их, особенно когда речь идёт о контактах с украинским государством и обществом, следует соответствующим образом, глубоко понятным как для них самих, так и для носителей украинского мировоззрения. Публично употребляемый понятийный аппарат должен стать мостом для налаживания взаимопонимания и возможного полезного взаимодействия, а не препятствием.
При углублении в суть вопроса, станет очевидным: как и для людей в любом другом государстве, для моих соотечественников на Украине важно, чтобы был мир; чтобы развивались предпосылки для установления общественного согласия, для соблюдения прав и свобод человека и гражданина; стабилизировалась и начала развиваться в позитивном ключе экономика, на базе которой и социальная сфера стала бы соответствовать интересам каждого простого человека и народонаселения в целом. Это не общие фразы, а обозначение того фундамента, без которого позитивных изменений не дождаться ни в сфере культуры, ни в областях науки и образования, ни в других. Для людей актуальными проблемами есть отсутствие гарантий безопасности, трудоустройства, качественной и доступной медицинской помощи, правовой защищенности, достойно обеспеченной старости, возможностей творчески трудиться и интересно отдыхать и т.д. И всё перечисленное объединяет и русских жителей Украины, и украинцев, и представителей других национальных сообществ.
При этом, нет ничего удивительного, что огромное количество затурканных демократическими постулатами жителей, родившихся в эпоху Советского Союза и их детей, как личную трагедию или всеобщее бедствие воспринимают произошедший разрыв в добрососедских отношениях между Российской Федерацией и Украиной, как ранее и развал Союза. Миллионы моих сограждан, не питавших никакой ненависти к государству Украина и никогда ничего против него не злоумышлявших, действительно страдают, сталкиваясь с русофобскими настроениями, с ущемлением национально-культурных, языковых прав русского населения. И многие понимают, что происходящее - война мировоззрений и цивилизаций.
- Тогда почему это огромное количество страдающих инертны, почему не стали активными участниками, например, русского политического или общественного движения тогда, когда это было возможно?
- Подавляющее большинство людей всегда далеки от политики и общественной деятельности, они заняты личной жизнью, семьями, домашним хозяйством, взращиванием детей и внуков. Люд в массе своей состоит отнюдь не из героев, гениев и даже не из талантов. Простые люди - заложники далёкой от идеала системы взаимоотношений, сложившейся в человеческом обществе и в государствах. Такими их, образно говоря, сделала история. Для выживания они вынужденно встраивается в схему, устанавливаемую силами, обладающими над миром такого уровня властью, что ни отдельные люди, ни их миллионы, не имеющие организационного единства, не могут тем силам противодействовать. Большинство людей - ведомые, они нуждаются в патернализме по отношению к себе; им нужны ведущие, лидеры. Сказав так, понимаю: уже подтягиваются вопросы «а где же лидеры», «почему так, а не эдак?» - сотни вопросов, требующих обстоятельного разбора…
Но дабы двинуться дальше, важно понять следующее. Конечно, роль личности в истории велика. Но всё же, в современном мире решающую роль играет не лидерство личностей, внешне фиксируемое вниманием большинства, не борьба лидеров государств. Идёт жестокое состязание цивилизационных систем, мировоззренческих концепций, технологических укладов, глобальных финансово-экономических корпораций, государствообразующих элит и других «сфер», о которых иногда трудно и пофантазировать. Такое положение дел складывалось десятилетиями, столетиями, а может быть и тысячелетиями.
Пойми большинство суть происходящего, оно стало бы стремиться к получению нужных информации и знаний, овладев которыми смогло бы не только задавать правильные вопросы, понимать предпосылки, причины возникновения проблем, но и познать пути их преодоления, давая верные ответы на любые вызовы.
- Для преодоления возникших проблем, какие вопросы целесообразно было бы обсудить в ходе IX Ассамблеи Русского мира и V Всемирного конгресса соотечественников? Поднимая на Ассамблее и Конгрессе проблемы русских, живущих на Украине, получится ли их решить?
- Конечно же, озвучив на таких масштабных форумах проблемы, и даже изложив предложения по их преодолению, невозможно сходу решить ни одну из этих проблем.
Оставив за кадром рассуждения о необходимости управления общественным мнением (то есть - о пиаре), для чего иногда проводятся всякие масштабные форумы, трезвомысленно ответим на вопрос: какова надобность в подобных мероприятиях?
На мой скромный взгляд, такие форумы призваны быть интеллектуальной толокой. Толока - это архаичная традиция, бытовавшая в нашем народе, когда сообщество (деревни, например) собиралось для решения консолидированными усилиями какой-то сверх важной в данный момент задачи - строительства дома для молодой семьи, храма и т.п.
Большие собрания предназначены, чтобы самые мудрые, лучшие, опытные головы рассказали всем остальным рецепты того, как правильно жить дальше и что делать. Они нужны для обмена опытом высшего порядка и качества, а не для самоотчетов и рассказов о том, кто и сколько мероприятий провёл. На таких форумах следует договариваться о главных целях и о мотивациях, чтобы жизнь каждого сознательного человека и всего сообщества развивалась по оговоренному и выверенному пути. И, коль приложатся усилия, именно в ходе таких встреч сможем разобраться в вопросе, что есть общечеловеческие, по сути - человеческие ценности, за которые мы ратуем; запустить в жизнь новые концептуальные взгляды на наш общий путь, положить их в основу движения вперёд; выработать новые и укрепить действующие программы международного и межрегионального характера.
Не применительно к двум упомянутым мероприятиям, которые соберут цвет русскокультурного общественного движения со всего мира, обобщая скажу: в повестку дня подобных форумов всегда имеет смысл ставить вопросы такого порядка, обращенные к лицам с таким уровнем компетенции и ответственности, чтобы вопросы эти были услышаны, а задающие их - поняты и не отвергнуты как шелупонь, нарушающая спокойствие вышних сфер.
Чтобы подобное состоялось, со стороны управляющего кластера русской цивилизационной системы важна непосредственная заинтересованность в судьбах миллионов людей, причём, обращенная в самую глубину народной массы применительно к каждому государству проживания наших соотечественников. И, безусловно, качество такой заинтересованности должно стремиться к высшему пилотажу управленческой деятельности. Каждый, поставленный принимать решения и осуществлять руководство, должен быть готов слушать, услышать и давать ответы, уважать людей и уметь ставить цели и сформулировать задачи, предлагать верные пути достижения целей и способы решения задач настолько убедительно, чтобы возбуждать в людях желание действовать, идти на подвижничество.
Разумное, обращенное на десятилетия вперёд целеполагание, наличие долгосрочных программ планирования, ответственность за практическое осуществление намеченного, мобилизация всего человеческого сообщества нашего мира и водительство им не как стадом, но огромным коллективом, связанным единомыслием, - вот чего ожидают соотечественники от тех, перед кем есть смысл поднимать вопросы.
Решение проблем наших соотечественников и защита их прав возможны лишь в том случае, если будут осуществлены прорывные шаги в широчайшем спектре направлений гуманитарного, экономического и политического взаимодействия между Украиной и Российской Федерацией, между Российской Федерацией и другими государствами, где существуют местные русскокультурные сообщества. Как всё это реализовать на практике - необходимо вырабатывать в ходе специализированных мероприятий, не предусматривающих главным результатом собственно пиар, но ориентированных на качественную организацию работы по итогам этих мероприятий. А общий концептуальный тон, постановка главных целей, методология должны задаваться именно на таких форумах, как эти ассамблеи и конгрессы.
- Какова же главная цель?
- Главное - обеспечить условия для выживания и приумножения народа, населяющего эту страну, этот мир, который для нас так важен. Но только в неразрывной связи с четко поставленной задачей: чтобы народ сохранил язык, культуру, традиции, знания и опыт, и остался их сознательным носителем. Если, не приведи Небо, изменится народ или умрёт, то рухнет культура, рассосётся в пространстве других, упрощенных, наш великий древний язык, изменится и страна. А затем - и весь мир изменится до неузнаваемости, а может и до непригодности к жизни человека как существа разумного и духовного.
- Заявленная цель такого масштаба, что вряд ли достичь её по силам отдельным организациям, объединяющим русскоязычных жителей разных государств… От кого же зависит спасение соотечественников, если уж говорить простым языком - от их активности и консолидации, или … ?
- Существует проблема отсутствия организационного единства в самой соотечественнической среде. Русскокультурный «человеческий горизонт», как огромный пласт полезного ископаемого, пронизывает человечество и скрепляет его силой духа и устремлениями к добру. Но в нём образовалось слишком много «пустой породы», нанесённой извне и разрезающий целостность этого пласта, ослабляя его. Мозги множества людей заражены противными человеческому естеству теориями, концепциями, взглядами.
Поэтому, второй главной целью следовало бы определить достижение организационного и идейного единства внутри нашей цивилизации на основе выработки новой, правильнее было бы выразиться - свежей парадигмы положительного развития нашего мира.
Следует создать такие формулы достижения единения сил, которые одобрительно воспринимались бы большинством человечества, а не вызывали критику и противодействие в умах и сердцах представителей других народов и мировоззренческих толков.
И по той же причине отсутствия единства, если говорить о сегодняшнем дне, нравится это кому-то или нет, признаёт ли это кто-то или нет, в основном в судьбах наших соотечественников во всём мире пока всё зависит от того, что будет предпринимать российское государство и лучшая часть российского общества.
Неся имя России на своём знамени, вы уже не можете не соответствовать предназначению - изменяться к лучшему и дать миру шанс измениться к лучшему. Независимо от того, кто и в чём здесь виноват, или в Европе, или за океаном.
Лишь возносясь на уровень цивилизации сверх справедливой и сверх человечной, Россия сможет исправить ошибки и своих людей, и всех остальных. Своим примером преобразований во внешней и внутренней политике, преобразованием себя в истинно социальное справедливое и народное государство, Российская Федерация покажет не только своё устремление и готовность жить правильно, но и всему человечеству на её опыте, возможно, откроется путь, ведущий к миру и процветанию.
А все соотечественники, озабоченные не только днём сегодняшним, но и пекущиеся о будущем, должны всячески содействовать установлению справедливого порядка, каждый на своём месте делая всё возможное, но в синергии со всей цивилизационной общностью.
- На что могут опираться соотечественники при решении стоящих перед ними таких глобальных задач?
На общечеловеческие ценности и приверженность им людей доброй воли во всём мире. Нужно только ответственно разобраться, что такое «человеческие ценности».
А также - на принятые в мире нормы, когда национальное государство оказывает гуманитарную поддержку единоплеменникам своего народа, живущим в границах других государств, и это признаётся нормальным, а не вмешательством во внутренние дела.
Но для того, чтобы использовать эту вторую опору, нужно сформировать и развивать соответствующий информационный поток, вовлекая в него силы народной дипломатии. Для этого нужно утвердить весь мир в осознании факта, что многонациональное российское государство является одновременно и государством русских - руси, россов, русов, русичей, славяно-русов, восточных славян (называйте как угодно) - единственным в мире национальным государством для этого народа, его исконной Русью. И, конечно же, убедить в своём добрососедстве и добротворчестве граждан Украины в том числе, а то и в первую очередь.
- Что можно сказать о роли российских заграничных учреждений в судьбе русских, живущих за рубежами Российской Федерации?
- Если признаём роль российского государства и его ответственность за судьбы соотечественников, значит, все структуры, представляющие государство, в первую очередь и призваны выполнять предназначенное.
Как мне видится, российские дипломатические структуры и Представительство Россотрудничества, включая его подразделения, всегда на Украине работали очень аккуратно, не нарушая дипломатического статуса и соответствующих «правил игры», установленных международными нормами и межгосударственными документами. Эти структуры иногда подвергаются необоснованной, голословной критике внутри самой Российской Федерации и некоторыми тутошними «борцами», заявляющими, что Посольство, генеральные консульства, Представительство Россотрудничества «не занимаются политикой и поэтому всё плохо».
Российские загранучреждения и, в частности, Представительство Россотрудничества, тем и отличаются от представительств некоторых других государств, что не вмешиваются в политические процессы, во внутренние дела государства пребывания, а исполняют свою дипломатическую миссию, строго регламентированную сверху и международными договорами.
В то же время они выполняют возложенную на них обязанность по осуществлению гуманитарных программ, взаимодействия с общественностью в сферах поддержки культуры и русского языка, как языка международного и межнационального общения, родного для огромной части граждан Украины.
Позитивная роль Представительства Россотрудничества на Украине ещё больше обозначилась в последние два года, когда именно эта организация стала едва ли не единственным центром поддержки для всех объединений соотечественников, трудящихся на ниве культуры и просвещения.